Железнодорожный тоннель у поселка Дидино в 60 км от Екатеринбурга заброшен уже почти 30 лет. Но поток туристов и любителей заброшек, которые хотят прогуляться по этому мрачному коридору, с каждым годом только растет. Он пробит в низкой части Коноваловского увала, который знаком многим из вас по его высшей точке — горе Шунут-камень.
Тоннель на участке железной дороги Казань — Екатеринбург начали строить в 1914 году. Стройка шла быстрыми темпами сразу на нескольких участках, и закончить тоннель удалось ровно к началу Гражданской войны. Так что одним из первых по нему проехал адмирал Колчак, отступавший в Сибирь с золотым запасом Российской Империи.
Общая длина тоннеля — 1 124 метра, ширина 5, а высота 6 метров. И это не просто «дыра в скале» с красивыми въездными порталами, а серьезное инженерное сооружение с сетью дренажных каналов, штольнями и шахтами по всему периметру.
Одна из легенд, появившихся вокруг Дидинского тоннеля, — о призраке главного архитектора, который прикован к этому месту из-за грубой ошибки в расчетах при строительстве. Слухи о такой ошибке возникли из-за конструктивной особенности сооружения: оно имеет небольшой изгиб, так что увидеть свет в конце туннеля можно не сразу и не везде. Но на самом деле это конструктивная особенность, связанная с плавным поворотом железной дороги.
Тоннель исправно служил Уральской железной дороге 77 лет и был стратегическим объектом, в том числе по эвакуации и снабжению фронта во время Великой Отечественной войны. Его охраняла специально расположенная здесь военная часть: до сих пор в лесу можно найти остовы зданий и даже бывшие пулеметные ДОТы.
Но опасность для сооружения исходила не от диверсантов, а от грунтовых вод: они постоянно подтапливали железнодорожное полотно. Сложная дренажная система не справлялась со своей задачей, а внутреннее пространство разрушалось из-за сырости.
В конце 80-х годов начали строить обводную железнодорожную линию. Последний поезд прошел через Дидинский тоннель в 1995 году. После этого тоннель опустел и превратился в одну из самых известных достопримечательностей Свердловской области.
Узнать больше о Дидинском тоннеле можно на сайте «Ураловед»
Фото: lapsha.media