Skip to main content

Главной транспортной жилой для доставки товаров с Урала в Центральную Россию до появления железной дороги была Чусовая. По всей реке стояли пристани, и зимой в санях в них свозили железо с горных заводов, чтобы весной отправить «железные караваны».

Самые известные Демидовские пристани на Чусовой, остатки которых еще можно увидеть во время сплава или прогулки, — в деревнях Усть-Утка и селе Чусовом (прежде — Шайтанка).

Уткинская казенная пристань на Чусовой. Фото В. Л. Метенкова

От Усть-Уткинских пристаней почти ничего не осталось — разве что части лиственничных бревен и плах, да на снимках с квадрокоптера хорошо видны очертания гаваней и шлюзов. А вот в Чусовом сохранилась внушительная каменная стена, укреплявшая берег. Кое-кто даже объявляет ее мегалитическим сооружением, которое могла воздвигнуть только древняя цивилизация.

Село Усть-Утка — вероятно, самое старое поселение в Свердловской области. Оно появилось еще до похода Ермака в 1574 году на реке Межевая Утка (межа — граница между владениями Строгановых и Демидовых). На реке поставили завод и устроили пристань около 1770 года. Рядом были сухие гавани, в которых делали барки в межсезонье, а весной открывали шлюз плотины и выводили барки через «мокрую гавань» в реку.

Фото В. Л. Метенкова

Чтобы железные караваны могли пройти по мелкой Чусовой, весной, на пике паводка, в нее доливали воду из заводских прудов. Сплав занимал не больше двух недель, система долива воды работала как часы. Сначала открывали шлюзы с Ревдинского пруда, затем все другие заводы последовательно делали то же самое. По Чусовой катился настоящий цунами, и на гребне этой волны летели железные караваны.

Усть-Утка. Фото Прокудина-Горского, 1911.

Село Шайтанка (теперь Чусовое) помоложе — появилось вместе с заводом в 1727 году. Здесь тоже была важная пристань с гаванью, и сегодня об этом напоминают остатки стены, которая удерживала берег от разрушения. Часть стены обрушилась, а часть засыпана землей, но когда-то ее длина была около 100 метров, а некоторые ее блоки просто гигантские — до 2 метров в длину, при этом ровно обтесаны и плотно прижаты друг к другу.

Но сооружали стену не атланты или циклопы. Архивные записи говорят, что за обсечку бутового камня и другие работы в 1816 году полагалось «вольным людям по 20-45 коп. в день, крепостным по 10-25 коп. в день».

Фото Прокудина-Горского, 1911 г.

После строительства в конце 19 века Уральской горнозаводской железной дороги, соединившей Пермь, Нижний Тагил и Екатеринбург, значение водного пути по Чусовой стало постепенно падать. В начале 20 века от пристаней перестали отправлять железные караваны.

Посмотреть на остатки пристаней можно в деревне Усть-Утка (координаты для GPS-навигатора: 57.619587, 59.025885) и в селе Чусовом (57.341786, 59.24753).