Skip to main content

Ирбитский мотоциклетный завод работает в Свердловской области с 1941 года. За это время предприятие выпустило более трех миллионов мотоциклов с коляской. С 2000-х годов «Уралы» продают в Америку, Японию и по всей Европе. Несмотря на все сложности, основное производство остается в Ирбите. Как и из чего собирают мотоциклы «Урал» после санкций — в репортаже 66.RU.

Чтобы попасть на завод, где собирают легендарные мотоциклы «Урал», придется проехать мимо заброшенных и полуразрушенных корпусов. Еще в начале 90-х годов здесь было огромное производство, которое выпускало 130 тысяч мотоциклов в год. Теперь основные площади сдаются в аренду, а над бывшим главным зданием завода висит табличка с названием дешевого продуктового магазина.

На Ирбитском мотоциклетном заводе (ИМЗ) сейчас работает пять цехов. Один из главных — сборочный. В глаза практически сразу бросается новенький блестящий мотоцикл кирпичного цвета. Но внимание от него отвлекает громкий звук в другом конце цеха.

Тот сильный звук издает гайковерт. Его используют двое рабочих, которые собирают мотоцикл. Этот почти готов: они уже установили переднюю вилку, приборную панель и руль.

Вокруг стоят коляски, ожидающие покраски. Они будут черные матовые. Такой цвет выбрали для мотоциклов, которые разыграют на викторине в честь 90-летнего юбилея Свердловской области. Власти региона заказали 20 штук, сейчас завод занимается их сборкой.

Рабочие всегда действуют в паре и вместе собирают по два мотоцикла за день, рассказывает главный конструктор Дмитрий Кукарских. Еще они тратят время на сбор и упаковку деталей, которые потом перевезут в Казахстан.

Площадку в Петропавловске открыли в 2022 году после введения санкций.

«Основная площадка здесь, в Ирбите. В Казахстане собирают то, что идет на экспорт, а для России и стран СНГ собираем здесь», — объясняет директор завода Владимир Курмачев.

Рабочие закончили собирать мотоцикл за несколько минут и ушли упаковывать детали. На колесе новенького «Урала» виднеется надпись: «Brembo». Быстрый поиск в интернете выдает — это итальянский бренд тормозных колодок. Под столом — коробка, на которой написано «IRBIT Made in Taiwan».

До введения санкций единственные в мире мотоциклы с коляской на 70% собирали из иностранных деталей, рассказывает генеральный директор представительства ИМЗ Денис Кузнецов. После начала СВО количество отечественных составляющих выросло, но ненамного. Доля импорта остается высокой — более 60%. Детали привозят не только из Италии и Тайваня, но и из Китая, США и Швейцарии. В этом заводу помогает площадка в Казахстане.

По словам Кузнецова, локализацию повысили за счет некоторых частей двигателя: поршни, клапаны, распредвалы, маховик. Скоро ИМЗ начнет использовать российское сцепление и электрику.

«За последний год технологичность в России выросла. Сейчас тестируем. Пока качество удовлетворяет. То, что отвечает нашим сертификационным требованиям, мы вводим», — рассказывает гендиректор представительства.

Завод для своих мотоциклов делает рамы, щитки, кузов, бензобак, коленвал. По словам Кузнецова, на «Уралах» всегда стоял двигатель, который собирают на заводе по своим технологиям. Это принципиальная позиция.

«Мы его совершенствуем, он постоянно технологически развивается. Мы один из немногих производителей в мире, который модернизирует свой мотор до уровня экологического стандарта Евро-5. Например, Harley-Davidson сняли с производства модель Sportster, потому что не смогли улучшить свой мотор», — добавил Кузнецов.

Перейти полностью на отечественные компоненты предприятие не сможет. Гендиректор объясняет: в России просто нет такой технической возможности.

«Сейчас полного цикла производства нет нигде. Ни «АвтоВАЗ», ни «КамАЗ» не собирают полностью», — объяснил Кузнецов.

Ирбитский мотоциклетный завод работает под заказ. В 2023 году здесь собрали 400 мотоциклов. Но это меньше нормы, объясняет Владимир Курмачев. Так произошло из-за санкций. До этого в Ирбите собирали примерно 750 мотоциклов в год. На новой площадке в Казахстане за месяц собирают больше — по 300 мотоциклов. И количество заказов растет на 5–10% ежегодно, в этом году по плану должны прибавить «еще чуть-чуть», добавляет гендиректор представительства ИМЗ Денис Кузнецов.

Сборочный цех выглядит полупустым. Его большую часть занимают коробки с деталями для экспортных мотоциклов, в углу — один лазерный резак. По словам Курмачева, здесь специально освободили пространство для будущей модернизации. В 2026 году сборочный цех поставят на паузу и обновят. Поставят дополнительные резаки и новые платформы для сборки мотоциклов. На это уйдет полгода.

После экскурсии по сборочному цеху отправляемся в Музей истории мотоциклов. Он находится рядом, в бывшем корпусе завода. Чтобы рассказывать о достижениях ИМЗ, музей арендует эти площади у нового владельца — мебельного производства.

Анна Митчина
Источник: 66.ru