Skip to main content

Шагающие экскаваторы-драглайны — динозавры среди машин. Один из экскаваторов от завода «Уралмаш» точно был выше самого крупного из известных динозавров — 65 метров в высоту, а в его ковше могла уместиться двухкомнатная квартира. Расскажем о рекордных разработках инженеров УЗТМ.

Шагающие экскаваторы работают в карьерах, задачи перед ними стоят грандиозные. Им нужен огромный ковш и длинная стрела, это делает машину тяжелой. Перемещаться на гусеницах она не может — просто увязнет. Такой экскаватор опирается на грунт «всем брюхом», а для перемещения очень медленно перешагивает с помощью мощных коротких «ног».

ЭШ-11-75

Впервые шагающие системы появились еще в 1913 году в США. После Великой Отечественной войны они стали нужны и Советскому Союзу. Интересный вопрос — кто первым разработал такую машину в СССР. Это целая детективная история, в «соревновании» участвуют «Уралмаш» и заводы машиностроения в Новокраматорске и Копейске.

Но именно УЗТМ предложил новую систему передвижения — гидравлическую. Так экскаваторы не шагали нигде в мире! Были и другие интересные решения, например облегченная конструкция стрелы.

На проектирование и начало поставок экскаватора «Уралмашу» выделили всего 8 месяцев. Главный конструктор завода Борис Иванович Сатовский принял вызов.

Борис Иванович Сатовский, главный конструктор производственного объединения «Уралмаш», доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Фото из архива ЦДОО Свердловской области.

Только расчеты по каждому направлению: электродвигатели, стрела, платформа — должны были занять несколько месяцев. Но проектирование решили вести разными группами, каждая по своему профилю. И такой подход в проектировании машин был применен впервые.

Машина Сатовского получила название ЭШ-14.65 и отправилась на строительство Волго-Донского канала. А 13 марта 1951 года Борису Ивановичу и его инженерам была присуждена Сталинская премия первой степени.

Ковш шагающего экскаватора ЭШ-100. Фото: Юрий Луньков. Советское Фото, № 07 за 1981 г.

Самым большим шагающим экскаватором в СССР был ЭШ-100.100, тоже от УЗТМ: высота 65 м, вес 10 300 тонн. В «Назаровском» разрезе в Сибири, где экскаватор добывал уголь, его монтировали 5 лет и 3 месяца. К сожалению, в конце 90-х работа в карьере угасла, а экскаватор вскоре разобрали и пустили на металлолом.

Легендарный ЭШ-100. Инновацией в этом экскаваторе стала гидравлическая система шагания, которую разработала инженер-конструктор УЗТМ М. А. Казаринова. Фото из архива музея Уралмашзавода.

В 2017 году вышла новость о выпуске нового гиганта в УЗТМ — ЭШ-100.125. Он весит немного меньше предшественника, зато превосходит его по длине стрелы. Драглайны поменьше тоже периодически сходят с конвейера завода.

Узнать больше о шагающих экскаваторах «Уралмаша» и их создателях можно в журнале «Техно».

А посмотреть на них — в виртуальном музее УЗТМ.